И вряд ли многие могут похвастать тем, что в их доме был когда-то не ковер с коротким ворсом и синтетической основой, а настоящий, сделанный в Средней Азии или на Кавказе, привезенный из Индии, Ирана или Турции потомок знаменитого персидского паласа. Еще одним знаменитым безворсовым ковром стал сумах - односторонний ковер. Рисунок сумаха в художественном отношении несколько сложнее, чем паласа: вводятся узорные и рельефные полосы, которые чередуются с гладкими. Сумах отличается оригинальностью, а также утилитарностью: он достаточно плотный и не собирает пыль, но в то же время мягкий и пружинистый.

Технологические особенности изготовления сумаха обеспечивают ему малую теплопроводность, что делает этот ковер чрезвычайно функциональным. В прошлом у кочевых народов сумах использовался не только как напольное украшение, но и как «строительный материал» для самой юрты. Сумах считался дорогостоящим изделием, на него можно было выменять коня или корову.

Как правило, орнамент сумаха был геометрическим и состоял из крупных центральных медальонов или множества мелких, расположенных в шахматном порядке. Нередко в орнаментах можно было встретить антропоморфные и зооморфные элементы.

Композиции на сумахах разнообразны, впрочем, стилистика рисунка довольно сильно менялась в зависимости от места производства и обычаев народа. В советские времена килимы привозили в Россию не только из Средней Азии, но и из «шестнадцатой» республики СССР - Болгарии и некоторых других стран «соцлагеря». Многие помнят в 60-70-е годы шерстяные тканые коврики на столиках или тумбочках, иногда на креслах или диванах и в исключительных случаях - на полу: традиционные сувениры из заграничных поездок по странам Балканского полуострова или европейской Польши.

Для изготовления ковровых покрытий использовали шерсть естественной цветовой гаммы или же окрашенную специальными растворами. Испокон веков способы и рецепты окрашивания оставались тайной родов и мастерских, которые передавались из поколения в поколение.

Вдоль да по полу…. Часть 3