Ладога, ее жители (теперь уже и варяги) по-прежнему защищали новгородские земли от угрозы с севера. В 882 году Олег повелел построить каменную крепость, которую через семьдесят пять лет после его смерти, в 997 году, разрушили норвежцы. Как известно из новгородской летописи, Олег умер в Ладоге, в солидном возрасте, от укуса змеи. По народной легенде, знаменитый витязь похоронен на берегу Волхова в самом большом кургане.

Как правило, это первый туристический ориентир из трех основных (еще часть крепости ХVI века и храм св. Георгия XII века), который жаждут увидеть наши сограждане. А кто в этом виноват?

Конечно же, Пушкин. Жаль, что поэт не посвятил подобную балладу князю Александру Ярославичу, в жизни которого Ладога тоже значила немало. Кстати, сопки, как их называют археологи, скорее всего, служили родовыми святилищами, и в них изначально никого не хоронили, а возможно, сжигали на вершинах тела усопших или предавали земле подле.

Их появление относят к рубежу IX и X веков. Во всяком случае, Олег, по Пушкину, не любивший волхвов, вполне мог быть христианином, похороненным традиционно.

Он может лежать в земле Ладоги, а может в киевской (по другим источникам). Но вернемся к Александру Невскому.

В его время Ладога, будучи вторым по величине и значимости городом Новгородского государства, пережившая несколько осад, имела мощную каменную крепость, заложенную посадником Павлом в 1114 году. При нападении шведов в 1164 году крепость устояла, а враг был отогнан к реке Воронеге и там наголову разгромлен.

Этой победе обязана своим появлением церковь св. Георгия – самый древний каменный храм на территории Северо-Западной Руси (1165–1166 гг.). Когда новгородские князья шли воевать, вече решало: дать им объединенные дружины и ополчение или нет. Если ответ был отрицательным, то в поход шли добровольцы – отдельные бояре со своими отрядами и те, кто к ним примыкал. Ладожане с посадниками обычно принимали участие во всех походах, так как первыми встречали врага и зависели от помощи новгородцев.

Соль земли русской. Часть 2